Норильский Заполярный театр драмы им. Вл. Маяковского
САМЫЙ СЕВЕРНЫЙ ...
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Раздел обновляется
Майкл Фрейн - лауреат многочисленных драматургических и литературных премий, английский писатель-сатирик, остроумный публицист, утонченный переводчик, кстати, произведений А.П. Чехова и Л.Н. Толстого. Отличительная особенность стиля драматурга Майкла Фрейна – сложный сплав интеллектуального напряжения, занимательного сюжета и едкой иронии в динамичном, событийно плотном действии.
«Театр, или Шум за сценой»- произведение, уже считающееся классической, образцовой комедией положений (хотя написана пьеса была в 1982 году), признанное одним из лучших в современном мировом театральном репертуаре.
Снискав репутацию обличителя нравов, автор и в данном произведении создал остроумный шарж на театр эпохи «рыночных отношений». Эта пьеса тем более интересна и актуальна, что дает возможность «поупражняться» в самоиронии, ведь действие происходит в театре, ставящем… комедию положений.
Композиционная «рамка» («театр в театре») – прием сложный, фактически эстетский, требующий немалых постановочных и актерских ухищрений (тем более что почти у каждого – по две роли!), усилий, затрат. Сделать его легким для восприятия очень непросто, в этом тоже заключается мастерство. В первой части представлена репетиция: режиссер Ллойд Даллас готовит для гастрольного «чёса» какую-то глупую пьесу – в загородный дом, за которым следит рассеянная экономка, под видом арендаторов приезжает парочка молодых любовников. Как на беду, в это же время возвращаются хозяева, скрывающиеся от налоговых инспекторов и, следовательно, желающие остаться никем не замеченными. Еще чуть позже в окно залезает вор, он узнает в одной из героинь свою дочь. Постепенно становится очевидным, что интриги в самой труппе гораздо запутаннее, чем в разбираемой пьесе. Выяснять же отношения актеры предпочитают прямо во время спектакля. Поэтому во второй части фактически два действия развиваются параллельно: одно на сцене, другое – за кулисами. К третьей же части фарсовая стихия достигает своей кульминации: мы видим спектакль «лицом» и можем только догадываться, какой хаос творится в это время за сценой, потому что на сцене происходит бог знает что. Но как бы ни были изобретательны герои пьесы Майкла Фрейна, самая коварная интриганка все-таки Жизнь, и зрительный зал обязательно это должен понять.
Борис Гуревич – театральный режиссер, свободный художник. Более двадцати лет тому назад окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Живет в Санкт-Петербурге, много ездит по стране, ставит спектакли в разных театрах от Бреста до Камчатки и Сахалина. Работал в Петрозаводске, Казани, Ташкенте, Новосибирске, Омске, Челябинске, Тюмени, Могилеве, Костроме, Ярославле, Белгороде, естественно, в Петербурге. «Перефразируя Пржевальского, могу сказать: а еще я люблю свою профессию за то, что в ней можно путешествовать» (из интервью).
По замыслу режиссера, двойное название пьесы («Театр, или Шум за сценой») является знаковым, образным, смысловым. Две стороны жизни Театра: поэтическая и бытовая – друг от друга неотделимы, но находятся в постоянном противоборстве. Театр разрушается Шумом и из него же возникает. В сценографическом решении спектакля это обязательно проявится.
Александр Харитонов – фотохудожник, активно сотрудничающий с Норильским Заполярным театром драмы им. Вл. Маяковского, главный редактор рекламного агентства «Кактус». Профессионально занимается фотографией с 1997 года. За более чем 10 лет был фотокорреспондентом, а затем фоторедактором газеты «Заполярная Правда», его работы опубликованы во многих местных, региональных, российских, зарубежных газетах и журналах; сотрудничал с агентством «ИТАР-ТАСС»; более десятка его персональных выставок прошли в нескольких городах России (Норильск, Санкт-Петербург, Москва), а также в США и Польше. Работы автора хранятся в фондах музеев Норильска, Дудинки, Читы, Москвы, Варшавы, Ополе, Бостона, Нью-Йорка. Основное направление деятельности – жанровая и репортажная фотография. Не приемлет постановочных снимков. Свою задачу видит в том, чтобы запечатлевать подлинные чувства, эмоции, настроения.
Грузинские драматурги Инга Гаручава и Петр Хотяновский, много сделавшие для национального театра и кино, хорошо известны и в России (в театрах Москвы и Санкт-Петербурга идут спектакли по их пьесам «Прощеное воскресенье», «День Победы среди войны», «Капитолийская волчица», «Шинель Сталина», «Фрак для Нобеля» и др.), и в Европе (они частые и довольно успешные гости, например, Эдинбургского фестиваля).
Для их творческого почерка характерно сочетание колоритного, тонкого грузинского чувства юмора с «лихо закрученным» сюжетом, в котором часто используются элементы мистики, фантастики, трагифарса, при этом яркая метафоричность придает притчевый характер всему происходящему с героями. Авторы убеждены, что «спектакль должен захватывать» зрителя, но при этом не теряют из поля зрения главного – подчеркнутого внимания к проблемам жизни человеческого духа. «Мир не может существовать без десяти заповедей… Что бы ни было, он все равно развивается в соответствии с ними. И театр должен заставлять человека думать об этом. «Душа обязана трудиться!»
Пьеса «Мистификатор» поначалу была поставлена в Великобритании, на радио ВВС, она, единственная из произведений современных драматургов постсоветского культурного пространства, получила два приза на престижном Всемирном конкурсе радиопьес, где было представлено 7 тысяч текстов из разных стран. После не один сезон спектакли по ней шли с аншлагами в Петербургском академическом драматическом театре им. В.Ф. Комиссаржевской и в Тбилисском русском драматическом театре им. А.С. Грибоедова.
Времена, когда главным считалось «душу не погубить», теперь для многих уже в прошлом, но так ли? Если «моральный закон внутри нас» так же вечен и бесконечен, как и «звездное небо над головой», то лукавить наедине с собой должно быть по-прежнему трудно. В основе сюжета пьесы - …идеальное убийство: Жертва согласна, даже более того, она-то и является Заказчиком! И «куш» приличный – миллион… И следов не останется… Ведь тот, кто провоцирует событие, - Мистификатор, возможно, и не человек вовсе. Важно только преступить, «расписаться… чужой кровью» и потом не мучиться угрызениями совести… История, как мир, стара, поскольку человек все же мало меняется внутренне, поэтому «душу не погубить» все-таки важно. Мотивы «Преступления и наказания», а также «Пиковой дамы» тут очевидны. Образ азартной игры, на сей раз не карты, а Супер-лотерея, - чем не метафора душевного «раздрая» современности!?
Думаем, что спектакль по этой пьесе будет интересен зрителям разных возрастов, а для старшеклассников и их учителей может стать хорошей основой диалога и о нравственных проблемах, и об искусствоведческих вопросах.
Исаков Александр Борисович в 1977 году поступил в ЛГИТМиК на актерский курс профессора Р.С. Агамирзяна. По окончании обучения в 1981 году был принят в труппу Санкт-Петербургского академического драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской, где проработал до 1992 года. Был занят во многих спектаклях Р.С. Агамирзяна. В 1983 году в Москве был удостоен III премии и звания Лауреата VII Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
В 1990 году А.Б. Исаков получил диплом о втором высшем образовании, освоив специальность режиссера.
В 1992 году был назначен на должность режиссера в театре им. В.Ф. Комиссаржевской. В 1994 году был приглашен в театр «Балтийский дом» на должность главного режиссера. В 1996 году А.Б. Исаков вернулся в театр им. В.Ф. Комиссаржевской, став его главным режиссером. С 2003 года – главный режиссер Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии.
А.Б. Исаков – режиссер яркого комедийного дарования, легкого почерка, тонко чувствующий природу актера. В работе над каждой ролью идет от актерской индивидуальности, отчего в его постановках отмечают всегда яркий актерский ансамбль, придающий спектаклю оригинальное звучание.
А.Б. Исаков – режиссер востребованный. Это подтверждает список городов (около 30), где гастролировали его спектакли. Зрительский и кассовый успех, сопутствующий спектаклям А.Б. Исакова, расширяет и географию его постановок по приглашению (Москва, Македония, Таллинн, Германия).В Норильск Александр Борисович приезжает второй раз. Ранее им был поставлен спектакль «Скупой» по комедии Ж.Б. Мольера (2007 г.), который на краевом фестивале 2008 года отмечен в номинации «Лучшая мужская роль в драматическом театре» (С.Н. Ребрий в образе Гарпагона).
Режиссер Сергей Щипицин начинал свою творческую биографию как актер: закончив в 1997 году Новосибирское театральное училище, он пять лет работал в академическом драматическом театре «Красный факел» и заслужил репутацию тонкого, интеллектуального, очень работоспособного человека. Продолжил свое образование в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства на режиссерском факультете (мастерская Льва Додина). Первая (преддипломная) его постановка - по пьесе «Варшавская мелодия» Леонида Зорина, вошла в репертуар петербургского «Малого драматического театра – Театра Европы». Был главным режиссером Новосибирского драматического театра «На Левом берегу», ставил спектакли в Санкт- Петербурге (театр «Приют комедианта»), Новосибирске, Волгограде, Риге. «Режиссер, как известно, не профессия, а образ жизни. С Львом Абрамовичем очень интересно общаться, но учиться у него непросто. Два раза я хотел все бросить и уйти, но выдержал, как видите. На режиссерский к Додину поступили шесть человек, диплом получил я один. И потом ни один спектакль не давался без трудностей, главное, чтобы они были конструктивными и решаемыми. У Додина я полюбил сочинять спектакль здесь и сейчас, вместе со всеми разбираться в пьесе и создавать особую реальность» (Из интервью – «Заполярному Вестнику»)
Хореограф Резеда Гаянова - доцент кафедры сценического движения Санкт-Петербургской академии театрального искусства. В профессии более 20 лет. Как постановщик сотрудничала с Александринским театром, театром Ленсовета, Театром «У Нарвских ворот», Московским театральным центром СТД РФ и др.
Артем Агапов – художник-постановщик ряда фильмов («Ментовские войны», «Тайны следствия», «Б.О.М.Ж.», «Версия», «Гончие», «Передел. Кровь с молоком»). Сотрудничает с театральными режиссерами С.Щипициным и М.Кальсиным, с его сценографией шли спектакли в Самаре, Санкт-Петербурге, Риге.
Денис Солнцев – известный петербургский художник по свету, сотрудничающий с БДТ им. Г. А. Товстоногова, Академическим театром драмы им. А.С. Пушкина, Академическим драматическим театром им. В.Ф. Комиссаржевской, Формальным театром, Театром «Приют Комедианта» и др. Оформлял спектакли также в театрах Омска, Новосибирска. Журналисты пишут о том, что «виртуозная работа Дениса Солнцева добавляет постановке импрессионистический изыск», а критики отмечают, что он доказал: «грамотная иллюминация может заменить многочисленный театральный реквизит» («Культура»).
Режиссер Максим Кальсин. Первое его высшее образование – исторический факультет МГУ, затем работал на Радио России, учился во Всероссийском государственном институте кинематографии имени С.А. Герасимова (мастерская Карена Шахназарова), как художник участвовал в нескольких международных музейных форумах, в 2004 году закончил школу-студию МХАТ им. А.П. Чехова (мастерская Камы Гинкаса). За время учебы представлял отрывки по произведениям Ф. Достоевского, В. Набокова, А. Чехова, У. Шекспира. Как член режиссерской команды участвовал в совместной курсовой работе над спектаклем К. Гинкаса «Сны изгнания» по мотивам картин М. Шагала в МТЮЗе. В соавторстве с Р. Мовсесяном в Московском Доме музыки на оригинальный сюжет поставил комическую оперу «Моцарт vs Сальери» по произведениям этих авторов (оркестр «Кремлин», художественный руководитель и дирижер М. Рахлевский). Принимал участие в постановке спектакля по пьесе С. Калужанова «Вилы» («Театр.doc», Москва) и сыграл в нем главную роль. Осуществил постановки хэппенингов на лаборатории Новой Драмы М. Угарова в Ясной Поляне и Николо-Вяземском, в Магнитогорской драме – «Полковник Птица» Христо Бойчева, в Екатеринбурге – «ART» Ясмины Резы и «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Тома Стоппарда («на Волхонке»), «Полковник Птица» в ТЮЗе, в Самарской драме – «Пианино в траве» Франсуазы Саган, «Бумажный патефон» Александра Червинского, «Примадонны» Кена Людвига, в Санкт-Петербурге – одноактная комическая опера по Н.В. Гоголю «Коляска» (в проекте «Гоголиада», Мариинский театр), в Сеуле был режиссером на проекте по А.П. Чехову «Чайка» (постановка К. Гинкаса).
При всем разнообразии интересов Максим Георгиевич – режиссер философски и поэтически тонко мыслящий, ценящий в традиционном русском психологическом театре «точность, цепкость, мелкость проработки и растворение постановщика во всем теле спектакля».
Художник Ирина Долгова окончила с отличием Санкт-Петербургскую Академию живописи скульптуры и архитектуры им. Репина (мастерская Э. Кочергина). В 1992 году проходила стажировку в Берлинской Академии художеств. С 1994 по 1999 гг. работала художником-постановщиком в ТЮЗе им. Брянцева. Постоянный участник выставок С.Петербургского Союза художников России на Большой Морской и в Манеже, а также выставок СТД РФ в Рязани, Москве, Париже, Берлине, Риме, Стокгольме. В период с 1994 по 2008 гг. оформила более ста спектаклей и шоу-программ по классической и современной драматургии в России и за рубежом (города: Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск, Петрозаводск, Стокгольм, Рим, Рига, Ярославль). Работала с такими режиссерами, как Р. Виктюк, П. Штайн, Г. Васильев, А. Петров, А. Нордштрем, Р. Смирнов, А. Масленников, А. Исаков, В. Фильштинский, Р. Арынбасарова, А. Бергамо, М. Елисеев, И. Селин, В. Золотарь, А. Прикотенко, и др. Член Союза художников России с 1996 года. Лауреат премии им. Репина Московского Международного Фонда содействия ЮНЕСКО 1994 года. Победитель фестиваля «Рождественский парад 2002» за стилевое решение спектакля «Макбет» У. Шекспира (театр «Приют комедианта») и обладатель диплома за лучшее решение детского спектакля («Маленький принц», театр «Балтийский дом», 2007 год). Работы находятся в частных собраниях С.Петербурга, Москвы, Берлина, Парижа, Риги, Рязани, Стокгольма, Рима, Калифорнии, Новосибирска. С 2001 г. имеет свою творческую мастерскую по изготовлению театральных костюмов и бутафории «Антика». С 2006 года ведет курс костюма на кафедре живописи в мастерской Э. Кочергина.