Норильский Заполярный театр драмы им. Вл. Маяковского
САМЫЙ СЕВЕРНЫЙ ...
ДАЙДЖЕСТ КРИТИКИ последних лет- РАЗДЕЛ ОБНОВЛЕН !
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Александра Лаврова, театральный критик, главный редактор журнала «Страстной бульвар, 10», председатель жюри краевого фестиваля «Театральная весна-2011»
Я впервые в Норильске, но видела все, что показывал театр на фестивалях. О городе мне трудно что-либо сказать, так как мы проехали по нему всего раза два, но всех нас (критики Евгения Розанова и Александр Иняхин) совершенно потрясла Голгофа (мемориал жертвам Норильлага). Там начинаешь понимать, каких героических усилий стоило построить город и не просто выжить, а жить в нем, создать театр. Витальная сила и стремление к тому, чтобы сделать это учреждение культуры домом, во многом, по-моему, проистекают из героических противостояний, которые суждено было претерпеть первопроходцам.
Мне рассказывали, что Норильск – город страшный, с плохой экологией, на самом деле все оказалось иначе. Теплый, яркий, красивый театр, полный зрителей, которые с огромной любовью смотрят на сцену, приветствуют любимых артистов. Это не везде бывает. Заметно, что зал здесь благодарный, готовый принять то, что не нравится театральным критикам.
И сам театр производит очень благоприятное впечатление. В нем тепло, уютно, красиво… Чувствуется, что в нем есть хозяева.
То, что зрителю хочется красивого зрелища, праздника, наконец, вполне понятно, тем более в таком городе, как Норильск. В свое время эту установку декларировал Александр Маркович Зыков. Сегодня, когда на сцене идут спектакли разных, в основном приглашенных режиссеров, было приятно увидеть спектакль актера театра Тимура Файрузова по интересной пьесе болгарского драматурга Христо Бойчева. Очень редко актеры с дипломами становятся хорошими режиссерами, хочется пожелать Тимуру удачного режиссерского будущего и успешного показа на фестивале в Красноярске.
За время подготовки фестиваля всем составом жюри мы посмотрели весь театральный край, а это 50 премьерных спектаклей, обратив внимание на то, насколько наполнены залы в театрах. К сожалению, не во всех. Прекрасные впечатления прежних лет от минусинского и красноярских театров подтвердились и в этот раз. В последнее время шло много разговоров о деятельности нового директора каннского театра Владимира Мясникова. Его замечательный проект «Отелло» с привлечением красноярских актеров оставил прекрасные, яркие впечатления.
Ачинский театр, в котором, к сожалению, не так много зрителей и не такой выдержанный репертуар, как в других театрах, тем не менее поразил нас чеховским «Дядей Ваней» с великолепными актерскими работами.Самое главное впечатление от поездки по театральному Красноярью – это то, что куда бы мы ни приехали, везде есть качественные актеры. Они непотопляемы. Если есть рядом хороший профессиональный режиссер, тогда появляется качественный театр. А еще везде есть желание быть на гребне волны.
OFF или ON?
В Норильском Заполярном театре драмы – юбилейный бенефис. Юбиляр – Заслуженный артист России Сергей Игольников – впервые выйдет на сцену в роли Ильи Ильича Обломова в спектакле по пьесе современного драматурга Михаила Угарова, написанной по мотивам романа И.А. Гончарова.
Режиссер спектакля «Обломов OFF» Владимир Гурфинкель выбрал для бенефиса пьесу Угарова из множества других, более доступных и с предсказуемым финалом. Режиссеру и юбиляру хотелось, чтобы новая роль стала этапом как в творчестве актера, так и театра в целом. Похоже, это удалось. Сейчас они ждут оценки зрителей. Единственное, в чем уверен бенефициант, - это то, что такие спектакли должны быть в репертуаре.
-Мы репетировали два месяца утро-вечер, утро-вечер. Я жду даже не премьеры, а когда спектакль немного обкатается и можно будет спокойно работать, ни на что не отвлекаясь. Для меня это очень непривычный материал – у Угарова мало что осталось от Гончарова, но глубина и масштаб проблем, затронутых в пьесе, поражают.
-…После общественного просмотра премьеры столько разноречивых мнений. Мне спектакль был по-настоящему интересен, да и те, кто его не принял, сошлись во мнении, что постановка Гурфинкеля – настоящий театр. А какая изысканная сценография от Ирэны Ярутис!
-Добавьте еще оригинальную музыку Виталия Истомина. У нас в театре давно уж не писали музыку к спектаклям. В последний раз – в эпоху Горина. У меня были хорошие работы в спектаклях по его пьесам. И в «Кине IV”, и в «Королевских играх», и в «Чуме на оба ваши дома», и в «Шуте Балакиреве». До сих пор храню программки с автографами Григория Израилевича.
-Что на них написано?
-Например, на программке к «Кину» Горин сделал надпись: «Королю пьесы с благодарностью от летописца». На второй, в «Чуме…» назвал меня «лучшим герцогом Вероны».
-Вернемся к музыке. Известно, что вы были композитором нескольких театральных постановок.
- В конце 80-х я написал четыре песни к сказке. Получилось. Потом еще было пять сказок, но самое большое достижение – музыка к спектаклю «Аз и Ферт». Наверное, я мог бы стать музыкантом, так как увлекался игрой на гитаре с детства, даже пел и играл в школьном вокально-инструментальном ансамбле. Руководитель нашего ВИА решил поступать в театральное училище и уговорил меня поехать с ним в Иркутск. К тому времени ни он, ни я и в театре ни разу не были. Как он меня убедил, не помню, думаю, что мы оба имели неправильное представление о профессии актера. Нам казалось, что артист – это слава, деньги, признание, но мы путали театр с кино. Когда я узнал, что начальная ставка артиста в театре сто рублей, то очень удивился.
-Удивился, но остался в театре…
-Остался. Уходить хотел из училища, так сначала было трудно. Сейчас, когда уже лет 15 занимаюсь и преподавательской деятельностью, в тех, кто впервые приходит на занятия, вижу себя. В свое время, пытаясь разобраться в премудростях актерской профессии, ничего о ней не зная, я так же не понимал, чего от меня хотят. Легче стало только на втором курсе. Тем, кого учу, стараюсь как можно доходчивее объяснить суть профессии. Что главное в ней не слова говорить громко и с выражением, а то, что стоит за ними, сделать ощутимым и понятным. Слово лишь одно из выразительных средств, центральное, но одно из…
Между прочим, и Лариса Потехина, из-за которой я оказался в Норильске, после первого полугодия учебы в театральном уехала домой. Успокоившись, подумав, она вернулась в училище, а после его окончания стала актрисой Норильского Заполярного театра драмы, как раз в тот период, когда главным режиссером здесь был Л.С. Белявский. В конце 70-х, я еще учился, но уже был зачислен в труппу Иркутского ТЮЗа, сейчас имени Вампилова. Планировал жить в Иркутске, но любовь перечеркнула мои планы. Когда я летел в Норильск, то не знал, согласится ли Лариса стать моей женой. Мне тогда было все равно, где жить и работать, лишь бы любимая рядом. В результате остался в Норильске. Театр только что вернулся с очень удачных столичных гастролей. Меня принимали в труппу через худсовет, в состав которого входили директор Норильского Заполярного Гольман, главный режиссер Белявский, режиссер Гальперин, артисты Гребень, Романов. Могли бы и не принять. Такую же приемку проходили и спектакли.
-И были спектакли, не пропущенные худсоветом?
-Помню, как закрыли погодинских «Аристократов» в постановке преемника Белявского, главного режиссера Б.Н. Преображенского. Правда, это было сделано из идеологических соображений. В спектакле заключенные выходили на сцену, распева: «Нам песня строить и жить помогает…» В спектакле было много находок, не устроивших худсовет. Сегодня не вспомню, каких именно, меня в то время волновали совсем другие проблемы.
-То есть?
- В юности голова мало работает, трудится душа. Сейчас, к сожалению, жизнь воспринимается в основном головой, а тогда весь организм был включен. Эмоции захлестывали и перехлестывали, и жизнь казалась гораздо интереснее. Но это лирическое отступление.
Труппа, созданная Белявским, благодаря жесточайшей системе отбора, была очень мудро укомплектована. Мы тогда могли играть все. Много было мастеров. Тот же Юрий Григорьевич Гребень, Виктор Александрович Романов. Последний, как он утверждал, играя, душу не тратил, а использовал технику. Техника, надо отметить, у него была потрясающая. Юрий Григорьевич был его противоположностью. Гребень работал нутром, через сердце, душу. В те годы в полную силу развернулся и талант Василия Решетникова.
А с чего начали вы?
- Свою первую большую роль я сыграл в спектакле нашего очередного режиссера Семена Гальперина «Салют динозаврам!» с Ниной Мильевной Свешниковой. Замечательный спектакль! Двухактная пьеса на двоих актеров, один из которых только пришел в театр. Нина Мильевна – хорошая, опытная актриса. Мы с ней очень подружились, несмотря на разницу в возрасте. Она – Мильевна, а я – Эмильевич… Как и Романов, Свешникова принадлежала к ленинградской театральной школе.
-За 30 сезонов в театре сменилось не одно поколение актеров и режиссеров. Для постановки бенефисного спектакля вы выбрали Владимира Гурфинкеля. Почему именно его?
-Во-первых, я ему доверяю. Во-вторых, в театре очень редко актеры сохраняют хорошие отношения с режиссурой. Рано или поздно происходит конфликт. У нас с Гурфинкелем сохранились добрые отношения со времени, когда Владимир Львович работал очередным режиссером в нашем театре в середине 90-х. Я и Лариса играли практически во всех его постановках. Достаточно вспомнить «Все в саду» Олби и «Прикоснись к моей улыбке» Герша. Второй спектакль шел несколько сезонов, и его очень любили зрители.
За короткий период работы в Норильске Гурфинкель очень много успел сделать. Создал, например, театральную студию, которую и через 15 лет помнят в городе. Мне захотелось вновь с ним пработать. Из интервью газете «Заполярный Вестник», В. Вачаева (29.04.2011)
ВЫИГРАННЫЕ СРАЖЕНИЯ АРТИСТА КСЕНЮКА
Андрей Ксенюк давно задумал портрет маслом. Портрет Норильска. На переднем плане – Гвардейская площадь, а над ней облака-силуэты тех, кто построил город.
-Норильск создавали талантливейшие люди, может, поэтому он никогда не был провинциальным. А может, еще и потому, что в нем был, есть и, надеюсь, будет всегда театр. Я родился в роддоме рядом с театром на Севастопольской, жил в доме напротив театра. Бегал на все детские спектакли, а когда моя семья переехала в Талнах, то стал заниматься в драмкружке клуба «Юность», которым руководил актер театра Александр Александрович Анисимов. Он приехал в Норильск из Ленинграда в конце 60-х и до сих пор играет в Александринском театре. Раньше часто мелькал и на киноэкранах. Сан Саныч, как мы его звали в кружке, не только много играл на сцене, например, Чешкова в «Человеке со стороны» Дворецкого, но и ставил спектакли. В его постановке «Кот в сапогах» я и сменил Владимира Тягичева в заглавной роли в первый год работы на сцене Норильского Заполярного театра. Было это ровно тридцать лет назад.
-Альтернативы театру в Вашей жизни не было?
-Были робкие мечтанитя стать архитектором. Я всегда рисовал и сейчас рисую, но все решилось в одночасье. Поехал в Красноярск и поступил в театральное училище, причем сразу после первого тура.
-Помните, что читали на экзаменах?
-Басню «Осел и соловей». «Скифы» Блока читал тыча пальцем в комиссию… Чуть струны не порвал, когда пел «Эх! Загулял, загулял мальчонка, да парень молодой…»
-Семидесятые – золотое время в театральной жизни Красноярска. В ТЮЗе тогда работали Николай Олянин, Лариса Малеванная и ее муж, режиссер Геннадий Опорков.
-Я благодарен своему педагогу Константину Алексеевичу Вощикову за то, что он приобщил меня к вахтанговской школе. А второй педагог, Герман Петрович Петров, преподававший у нас сценическое движение и фехтование, вообще в свое время был учеником основателя российского сцендвижения Коха. Мне не только на театральную обстановку, мне и на педагогов в училище очень повезло. Кстати, мне сразу сказали: «Андрюша, ты годишься для Театра юного зрителя, но нас уже подвел один выпускник, он был такой же маленький, Щупленький, а потом вырос под два метра». И хоть я обещал не подвести и не расти дальше, работать хотел только в Норильске. Перед защитой дипломной работы попросил своего педагога, чтобы прислали кого-нибудь из театра посмотреть меня. Приехал директор, фамилию которого я никак не вспомню. Зато помню, как он в старом театре постоянно объявлял выходные дни рабочими. Однажды, когда он в очередной раз заявил, что театр находится в безвыходном положении и, чтобы ускорить репетиционный процесс, надо выйти на работу в понедельник, Вася Решетников не выдержал и выдал: «Все в положении да в положении… Да когда ж он разродится?»
-Свой отсчет в Норильском Заполярном вы ведете с 3 марта 1981 года. Каким был театр три десятилетия назад?
- В сезон 1981/82 гг. перед отъездом Л.С. Белявского театр был на подъеме. Первые мои гастроли проходили в Ленинграде и Вильнюсе… Играл одного из племени в володинской пьесе «Две стрелы»… На спектакль приходил сам Александр Моисеевич. Море обаяния. Он похвалил всех артистов, особенно Василия Решетникова, и больше слушал, чем говорил. Очередным режиссером тогда был Семен Гальперин, подаривший мне замечательную роль Феди в спектакле по Радзинскому «Приятная женщина с цветком и окнами на север». Я купался в этой роли. Этот спектакль о том, что в каждом человеке живет надежда, которая, как известно, умирает последней.
-Теперь понятно, почему режиссер Владимир Гурфинкель называет вас последним романтическим актером русской сцены.
- С ним у меня связаны не менее замечательные роли: четырнадцатилетний мальчик в первом его спектакле «Все в саду», Абрамчик в «Квадратуре круга» по Катаеву и, конечно, Свирид Петрович Голохвастый собственной персоной в «Хочу красиво жить» по пьесе Старицкого «За двумя зайцами»
-Через 15 лет вы вновь работаете с режиссером Гурфинкелем над ролью Захара в спектакле «Обломов ОFF”
- С ним и 15 лет назад было интересно работать, а теперь это просто космос! Захар в нашем спектакле – тот же Обломов, только Илья Ильич ищет, а Захар уже все заранее знает.
-У вас есть любимые и нелюбимые роли?
- Все мои роли как дети, а детей нельзя не любить. Хорошо сработанная роль – как выигранное сражение, в том числе и с самим собой.
-В каком из последних сражений вы чувствуете себя победителем?
-Мне нравится «Оркестр «Титаник» Христо Бойчева.
-Обычно актеров спрашивают о несыгранной роли, предвкушая ответ про Гамлета. Вы не один раз говорили, что принца датского можно сыграть в любом лакее. Как это понимать?
-Это значит, что в любой роли можно найти общечеловеческие проблемы. Господь Бог живет в деталях. Все должно быть узнаваемо, выстрадано.
На одном из своих спектаклей в Норильске Гришковец сказал, что можно описать здание своей школы и это описание никого не тронет: это моя школа, и она такая. А вот если сказать, что там был облуплен уголочек, каждый решит: «И моя школа была такая».
Из газеты «Заполярный Вестник», В. Вачаева (4.03.2011)
О спектакле «Продавец дождя» Р. Нэша (премьера 29 сентября 2011 года, режиссер – Народный артист России Александр Зыков)
«Это именно фестивальный спектакль – мелодраматичный по жанру, с ярким и сочным актерским исполнением. Один Старбак в исполнении заслуженного артиста России Сергея Ребрия чего стоит!.. Норильск явно соскучился по «зыковскому» театру. Спектакли, поставленные им здесь, были всегда содержательные, глубокие, а исследуемые проблемы несли активный позитивный заряд. Особый пружинный ритм этих спектаклей практически всегда соотносился с замечательной музыкальной фактурой… Приглашение на постановку «своего» режиссера оказалось не просто стратегической страховкой – здесь уж точно не подкачаем! – но привнесло удивительную теплую и ностальгическую ноту в атмосферу открытия фестиваля» (театральный критик Е. Розанова, Москва)
«Продавец дождя» не разочаровал первых зрителей, в большинстве своем еще помнящих яркие зыковские спектакли прежних лет… По словам Александра Зыкова, его новая работа на норильской сцене о том, что мир может быть таким, каким мы его хотим видеть, что человек может быть счастливым, если будет верить в себя и свои мечты. Простые истины от режиссера и драматурга в спектакле норильского театра прозвучали как откровения и, возможно, способны изменить не только жизнь героев пьесы. В финале после страшной жары на сцене льет долгожданный дождь и все не очень счастливое семейство фермера узнает вкус счастья. Зыков делал «Продавца дождя» на Сергея Ребрия, и артист с лихвой оправдал надежды режиссера и зрителей. Его Бил Старбак, обаятельный авантюрист, задуманный как грустный клоун и Остап Бендер в одном лице, был сыгран, что называется, на разрыв аорты. Норильчане, казалось бы, привыкшие к блистательной игре артиста, еще раз с благодарностью восхитились силой и глубиной его творческого и человеческого дарования» (В.Вачаева, «Заполярный вестник»)
«Режиссер уверен, что норильский спектакль отличается от новосибирского большей глубиной и особой харизмой исполнителя главной роли:
-В нашем случае герой Ребрия – далеко не мачо, как в «Продавце дождя» новосибирцев, а абсолютно драматический персонаж. Это одновременно и лирик, и трагик, и шут. Человек, у которого рвется сердце. Клоун, который снимает грим, и кажется, что у него вот-вот потекут слезы…
Спектакль действительно получился классным – светлым, позитивным, музыкальным, щемящим и пронзительным, с изрядной порцией юмора и даже волшебства. Никакого пафоса, нафталина, занудства, никаких повторов или банальностей. От него веет какой-то свежестью. И не только потому, что во время последней сцены реально идет дождь… Судя по реакции первых зрителей, можно сказать, что с большой вероятностью «Продавец дождя» станет любимым спектаклем норильчан» (М. Калинина, «Заполярная правда»)
«Зыков сумел уловить потребности этого города и предложить ему именно то, что необходимо северянам в непростых условиях их жизни, не всегда понятных чужакам. Город, в котором солнце светит лишь несколько месяцев в году, с отвратительной экологией и замкнутостью пространства, особенно нуждается в надежде. В надежде, что мир гораздо светлее и чище, чем он зачастую предстает за окнами его домов. И задача искусства, сколь бы пафосно это ни звучало – дать людям эту надежду, укрепить в них веру в лучшее… Не удивительно, что норильчане с особенной теплотой приняли «Продавца дождя»… Безусловно, Ребрий – стержень этой постановки. Только из бешеной энергии и острой гротескности артиста, его мастерского владения клоунадой в спектакле мог возникнуть такой Старбак – выдумщик и фантазер, неунывающий бродяга, неспособный долго оставаться на одном месте. Когда он появляется на сцене, на ней все оживает и по-настоящему приходит в движение. Поэтому так интересны пластические сцены спектакля в постановке Николая Реутова: будь то застолье или выяснения отношений Старбака и Лиззи… Нужно видеть глаза Сергея Ребрия, когда он вдруг останавливается на авансцене и, замирая, смотрит вдаль, где через несколько секунд начинает грохотать гром. За эти секунды удивление в его глазах сменяется восторгом, и эта смена чувств передается в зал – да так, что мурашки по коже. Финал, где на сцену обрушивается настоящий ливень, при всей его эффектности не столь важен – катарсис уже случился…» (Е. Коновалова, Красноярск Дейли)
О спектакле «Русская народная почта» О. Богаева (премьера 3 июня 2011 года, режиссер – Тимур Файрузов)
«Русская народная почта» по пьесе Олега Богаева, рассказанная Тимуром Файрузовым, в минувшие выходные потрясла малую сцену Норильского Заполярного театра драмы. Каждый из трех премьерных дней завершился бурными овациями. На сцене – интерьер старой квартиры с протекающим потолком, затянутым полиэтиленовой пленкой. В воде, скопившейся в полиэтилене, плавают золотые рыбки – Мишка, Гришка и Федор (новые «артисты» театра). Огромный диван, который был новым в начале прошлого века, стол, трехстворчатый шкаф с зеркалом. Последний – не просто предмет мебели, это дверь в мир иной, где давно уже заждались главного героя, роль которого исполнил Андрей Ксенюк.
По замыслу автора, к старику, доживающему свой век, приходят давно умершие герои прошлого – Ленин, Сталин,Чапаев, Любовь Орлова… Обычно этих персонажей играют на сцене артисты. Тимур Файрузов увидел эту историю по-другому. В поединке Человека со Смертью не может быть посторонних, поэтому Mori (Смерть) на норильской сцене играет кукольными образами прошлого. По мнению режиссера, когда на сцене, кроме старика и его смерти, нет живых артистов, только куклы, ситуация поединка обостряется, и все становится на свои места. Кстати, образ самой Смерти, которую исполнила Варвара Бабаянц, тоже придумал режиссер: в оригинальном произведении герой ближе к финалу просто получает письмо от своей смерти – сама она на сцену не выведена» (Марина Андриюк, «Заполярная правда»)
О спектакле «Бешеные деньги» А.Н. Островского (премьера 27 мая 2011 года, режиссер – Анатолий Кошелев)
«Заявлена пьеса как комедия, но … по словам режиссера Анатолия Кошелева «комедийных ситуаций в драматургии Островского немало, однако в данном случае «комедия» - это не определение жанра в современном его понимании»… Финал спектакля, который увидели премьерные зрители, - это отступление от авторской развязки, причем не факт, что таким его и оставят. «Мы пробовали разные финалы – и с выстрелом, и без. Пока это все в пробе. Будет выстрел вызывать какое-то отторжение или непонимание у зрителей, значит, попробуем оставить без выстрела. Вообще, возможно, мы будем менять финал и играть один спектакль так, другой – этак: искать нужную точку для постановки, ведь здесь финал определяет мораль истории». Немалая заслуга в том, что постановка получилась именно такой, принадлежит балетмейстеру Николаю Реутову. Он задал настроение спектаклю, за некоторые сцены обострил, некоторым придал страсть и экспрессию. Главная роль в спектакле – Евгении Хитриной, с которой норильчане могли познакомиться на «Шикарной свадьбе», там актриса играет горничную. Роль Лидии Чебоксаровой – первая крупная работа актрисы в нашем театре. По ее словам, с премьерой осмысление роли для нее только началось… Концентрированным воплощением философии спектакля стали три монолога. Рассуждение Кучумова о жизни в настоящее время: а лучше ли «нынешнее» – «прежнего»? Это своеобразная ностальгия по прошлому. Монолог матери Лидии о муже, который не знал границы между своими деньгами и казенными, когда речь шла о нуждах семьи: даже если его и посадили, он герой! И третий – ключевой – размышления Телятева о бешеных деньгах: пришло новое поколение дельцов, жестких, целеустремленных, не желающих воровать, потому что «бизнес должен быть прозрачным». Эти монологи-точки, соединяясь, и образуют основную канву спектакля» (Марина Андриюк, «Заполярная правда»)
О спектакле «Обломов Off» М. Угарова (премьера 30 апреля 2011 года, режиссер – Владимир Гурфинкель)
«Величие русской литературы в неоднозначности ее героев. Ущербность советской школы в идеологизированном и однозначном подходе к типам русской культуры. В России людей, которые не могут, но хотят, описал Достоевский. А еще одну часть человечества, которая может, но по какой-то причине не хочет, описана Гончаровым в «Обломове»… Многие процессы, когда человек никак не может принять решение, - настолько русские, настолько присущи этой земле… Я не знаю другого народа, у которого бы богатыри 30 лет и 3 года лежали на печи, правда, потом они поднимаются и раскатывают по бревнышку соседнюю деревню. Но это лежание на печи у меня не вызывает иронии, эта подготовка к событию, внутри которого живет человек, у меня вызывает глубочайшее уважение, ибо этот поступок будет осмысленным… Обломов – это образ очень глубокого, осознанного отношения к осмысленной жизни. Роман Гончарова для меня символ русской духовности, которая никогда не шалила поступками. Русская интеллигенция, как главная беда и главное достоинство этой земли, вся выросла из Обломова как способа мировосприятия и типа личного поведения. Она вся из Обломова… Теперь же в мире офисного планктона, который размножается со страшной скоростью, иногда случаются русские «чудики», романтики, которые живут другими целями и смыслами. Их считают «идиотами», «городскими сумасшедшими»… Это выпадающие из ряда люди. А мне не нравятся «идущие вместе» - мне нравятся лежащие отдельно. Я думаю, что обломовщина сегодня – это некий элемент социального протеста против единообразия мира». (Из интервью В. Гурфинкеля – «Заполярной Правде»).«Несколько месяцев назад на занятия певицы и педагога Елены Пивоваровой в НДШИ пришел режиссер Владимир Гурфинкель, он искал поющего ребенка для своего «Обломова». Но в процессе выяснилось, что для спектакля идеально подходит сама Елена Пивоварова, которая спела Casta diva на своем сольном концерте. Потом началась работа с участием приехавших на постановку в талантливой команде Гурфинкеля – известного театрального композитора и звукорежиссера Виталия Истомина и хореографа Татьяны Безменовой. Понравились и замечательные идеи в сценографии, костюмах художника Ирэны Ярутис. Елена Пивоварова, редкая находка для спектакля, сразу нашла общий язык и с Юлией Новиковой, исполнительницей роли Ольги Ильинской. Они будто срослись на сцене, это прекрасно работало на образ, половинками которого они стали. Но эйфории от приглашения в театр не было, она понимала, сколько сил придется приложить» (И. Даниленко, «Заполярная правда»)
«ЧИТАЕМ СКАЗКУ ВМЕСТЕ»
Кажется, давно уже утеряна традиция домашнего, семейного чтения, когда вокруг стола собирались и взрослые, и дети, читали вслух, обсуждали прочитанное, делились впечатлениями… А ведь как жаль, что для большинства из нас такое душевное единение над раскрытой книгой почти несбыточно! Хотя нет – теперь это возможно – на малой сцене Норильского Заполярного театра драмы - сказки в исполнении артистов.
«ДЕВИЦА-БЕРЕЗНИЦА» (Анна Зонтаг)
«НЕЗНАЙКА И ЕГО ДРУЗЬЯ» (Николай Носов)
Режиссер Заслуженный артист России Валерий Оника
Художник Ольга Чуднова
Музыкальное оформление Андрея Федоськина
Исполняет артистка Алевтина Александрова
Премьеры состоялись в феврале 2010, 2011 года
«… Алевтина Александрова известна в городе … еще и своей просветительской деятельностью за пределами театра: подготовкой и проведением детских конкурсов и праздников, спектаклей для самых юных и лекций для школьников постарше и студентов. Новый творческий проект актрисы на малой сцене Норильского Заполярного тоже рассчитан на юную публику. Впрочем, и зрители постарше обнаружат немало для себя интересного…
«Девица-Березница», выбранная Алевтиной Михайловной для старта, - немецкая сказка в переводе и литературном изложении писательницы пушкинской поры, племянницы известного русского поэта Василия Жуковского Анны Зонтаг… Это духовная сказка, и потому она мало известна – если не сказать совсем не известна – современным российским детям и взрослым, так что у нас есть уникальная возможность не только погрузиться в атмосферу пушкинской эпохи, но и по-новому прочувствовать ее колорит. А богатый, за душу берущий тембр голоса актрисы Александровой и ее безупречная сценическая речь сделают путешествие во времени незабываемым» (Т. Крамарева, «Заполярная Правда»).
«Несколько глав из знаменитого романа-сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» читают и обыгрывают Заслуженный артист России Валерий Оника и артистка Алевтина Александрова. Перед юными слушателями-зрителями – коротышки чудесного цветочного города, их диалоги, конфликты, характеры, и вечная проблема поиска своего пути, призвания, решаемая главным героем Незнайкой». («Заполярный Вестник»).
О спектакле «Емелины чудеса» Ю. Сушко (премьера 27 декабря 2010 года, режиссер Тимур Файрузов)
«Под веселую кадриль Емеля (Степан Мамойкин) и Щуку (Евгения Хитрина) выловит, и на печи во дворец отправится, чтобы на царевне жениться, но выберет в жены не злую и вредную царскую дочь (Галина Савина), а ту, что выполняла все его желания. В конце сказки превратится Щука в красну девицу. По своему велению, по Емелину хотению…
В общем, чудес в сказке предостаточно, и добро, как и положено, торжествует. Посрамлены коварный царь (Рамиль Кагарманов) и корыстолюбивый вельможа (Иван Розинкин), а вздорные, не дававшие житья Емеле жены его братьев (Лариса Ребрий и Татьяна Иванова) наконец оценят талант и доброту родственника. В такого Емелю немудрено влюбиться!..» (В.Вачаева «Заполярный Вестник»)
«Мне показалось, мало обычной формулы: Емеля – чудак, деревенский дурачок, легкомысленный и ленивый, сидел себе на печи, потом щуку поймал …и все! Если честно, такой Емеля мне никогда не нравился. И я нашел выход: Емеля ведь мечтатель, то есть изобретатель-самородок, деревенский интеллигент, местный Циолковский, мечтающий «небо потрогать, звезды погладить»…И чудеса его вроде бы нам знакомы, вполне обыденны: самодвижущаяся печь, стиральная машина, пилорама… Но есть одно чудо, которое всегда внове: любовь, преображающая холодную Щуку и прекрасную девицу…» (Из интервью Т.Файрузова «Заполярной Правде»)
О спектакле «Замок в Швеции» Ф. Саган (премьера 5 декабря 2010 года, режиссер – Максим Кальсин)
«Это же сказка в самом деле, сказка для взрослых! В ней есть царевна, которую можно разбудить поцелуем. Есть пещера, в которой она спит. Есть дракон, и ужасный, и страшный, и сильный, и мудрый. Есть рыцарь в доспехах и на коне. Есть паж, который принцессе служит и одновременно является ее шутом. Есть даже хранительница пещеры, нянька дракона. А какая сказка без юмора?... Пьеса хитрая, сплетенная из разных жанров: в ней и драма, и откровенный триллер, и комедия, часто абсурдная. То есть это такая сложносвинченная вещь с элементами детектива при типичных для Саган тонких и точных описаниях переживаний, ощущений, любовных и не только» (Из интервью М. Кальсина «Заполярной Правде»).
«В «Замке…» все сосредоточено вокруг камина… Камин - он же дракон, он же главное место для интриг и любовных свиданий. За ним прячутся, веселятся, страдают, рожают детей, туда же дракон забирает своих жертв» (Из интервью И. Долговой «Заполярной правде»).
О спектакле «Шикарная свадьба» Р. Хоудона (премьера 22 октября 2010 года, режиссер – Сергей Щипицин)
«Отличная комедия с хорошим английским юмором. Действие происходит в пятизвездочном отеле в номере для молодоженов. Все должно быть красиво, стильно, то есть комильфо…» (Из интервью С. Щипицина «Заполярному Вестнику»)
«Декорации для «Шикарной свадьбы» сделаны действительно шикарные. Номер дорогого отеля не условный – все по-честному: подушки и покрывала мастерицы бутафорского цеха собственноручно шили в технике «пэчворк»; двери высотой два с половиной метра делали в слесарном цехе, линолеум в «шахматку» красили декораторы. На стенах – репродукции Густава Климта. В какой-то момент они начинают светиться, кажется, сами собой. Это волшебство создает специальное вещество, поталь. Она преломляет падающий на нее боковой свет так, что возникает ощущение самостоятельного свечения. Это одна из идей художника по свету Дениса Солнцева. Картины, кстати, несут определенную смысловую нагрузку. Залом это не очень «читается», но одна из репродукций – «Поцелуй» - является тем самым «чеховским ружьем», которое непременно должно выстрелить в последнем акте… Предмет особой гордости декораторов – люстра, которую заказывали в Твери, однако получили только подвески – более трех тысяч – без каркаса. То, что видят зрители на сцене: и люстра, и бра – плод недельной деятельности декорационного цеха».
«Доказательство того, что зрители не просто приняли спектакль, а отнеслись к «Свадьбе» совершенно восторженно, – случай из реальной жизни, произошедший во второй день премьеры. В театр приехала настоящая свадьба: жених и невеста при полном параде, гости. После спектакля молодожены подарили актрисам-невестам цветы, а потом отправились в театральный буфет праздновать свою шикарную свадьбу» (М. Андриюк, «Заполярная правда»)
О спектакле «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина (премьера 27 июля 2010 года, режиссер – Заслуженный артист России Александр Исаков)
«…Кречинского» можно назвать хорошо срежиссированным спектаклем, легким и глубоким одновременно». ( В. Вачаева, «Заполярный Вестник»)
«А. Исаков, режиссер музыкального театра, придумал парадоксальный ход: драматическое произведение поставлено в стилистике оперетты, причем оперетты, в которой не поют. Грамотно выстроено действие. Очень четкие, продуманные ритмы. Великолепные, яркие мизансцены. Единство стиля. Потрясающе работает театр теней. Очень удачен финал. Идеален Сергей Ребрий : делает Кречинского сгоревшим, потухшим, усталым игроком, благородным в сущности человеком, но особо не страдающим от того, что идет уже по дороге бесчестья» (Критик А.И. Лаврова, СТД РФ).
«Режиссером в оформлении спектакля очень правильно выбраны ампир, Штраус как знаки всеобщего благодушия. Вообще чувствуется интенсивная работа мысли на протяжении всего спектакля, ведущая к убедительному финалу. Интересны актерские работы С. Ребрия (Кречинский – усталый дьявол), А. Глушкова (Муромский - острая, глубокая работа), С. Мамойкина (Нелькин - образ интеллигента-борца, в сущности очень несчастного человека), Ю. Новиковой (Лидочка очень свежа, понятны ее душевные метания). Очень горький и благородный финал – убеждает» (Критик А.Б. Иняхин, СТД РФ).
«Здесь все сошлось: ум, продуманность, сознание того, что режиссер хочет, абсолютная целостность замысла и исполнения. Четко выстроены все роли. Наиболее цельно они сыграны и актерами. В мире, предложенном режиссером, много культурных составляющих (Гоголь, Мейерхольд…). Очень грамотно использован круг, помогает спектаклю быть оживленным, динамичным» (Критик Е.Т. Розанова, СТД РФ)